Return to site

Памятник Петру Великому в Липецке

23 августа 2017

Основание г. Липецка принято датировать 1703 годом, когда на реке Липовке завершено строительство - Верхнего Липецкого железоделательного завода. В последующие годы строятся ещё несколько предприятий: в 1707 - 1712 гг. Нижний Липецкий передельный завод; в 1713г. суконный, овчарный и кожевенный заводы, в 1714 шляпная, а в 1719 чулочная фабрики, производившие обмундирование для солдат и матросов.

Выросшая вокруг мануфактур слобода в 1779г. получает статус уездного города Тамбовского наместничества и название Липецк, но неизвестно, как сложилась бы судьба города после закрытия мануфактур, если бы не открытие Петром Великим минеральных источников, на базе которых возник курорт "Липецкие минеральные воды". Благодаря курорту, Липецк становится "одним из красивейших курортных городов Российской империи".

Деяния Петра Великого оценили потомки. В Липецке существовало несколько памятников в честь царя - строителя, служащих одновременно напоминанием об эпохе великих преобразований.

К сожалению, значительная часть памятников связанных с петровской эпохой бесследно исчезла. Это здание "Петровской канцелярии" (памятник республиканского значения, снесённый в 1972г.), Дом Петровского общества распространения научных и практических знаний (памятник республиканского значения, снесённый в 1986г.), украшавшие Нижний парк фонтан из пушек, отлитых на петровских заводах и отдельные пушки, корабельные якоря, огромный заводской молот, ядра и гигантская бомба для мортиры. Сохранились две пары памятных досок размером 2000 х 400 х 80 мм. с надписями. На одной паре число 1707, обозначающее год закладки Нижнего Липецкого завода; на другой - надпись "Перестроены в 1776 году",- время очередной реконструкции Липецких заводов Липецк и Липецкие минеральные воды. С. – Пб. 1868. С. 23 – 24. Эти чугунные доски некогда украшали заводские корпуса, потом лестницу, ведущую на террасу курзала и бывшую "заводскую канцелярию" Липецкий курорт. Сост. В.С. Борисовский. Липецк, С. 10., затем экспозицию музея "Мир металла". После уничтожения этих объектов культуры памятные доски свалены в подвалах краеведческого музея, где одну из них в процессе"хранения" умудрились разбить. Ещё одна памятная доска с изображением топора и оттиска руки Петра Великого, находится в экспозиции краеведческого музея. (Копии с этого оттиска руки царя - строителя, изготовленные на рубеже ХIХ - ХХвв. на липецком заводе Миловановых, разошлись по всей стране и являются главными экспонатами в музеях, посвящённых петровской эпохе). Интересна судьба одного из монументальных памятников, который сохранился в Липецке на Петровском спуске Соборной горы. Он создан по инициативе и на средства С- Петербургского купца первой гильдии П. М. Небученова в 1839 году. Петербуржец, откупщик липецких питейных сборов, по преданию, излечился от тяжелой болезни местными минеральными водами. В знак признательности купец решил установить памятник Императору. "В воспоминание открытия им минерального источника, учреждения чугуноплавильного литейного завода и основания города Липецка" РГИА . Ф. 1284. Оп. 21. 2 отд. 2 ст. Д. 11. Л.1- 1об. Автором проекта памятника был помощник тамбовского губернского архитектора Г. Шахларёв.

Илл. Памятник на Петровском спуске. Фото нач. ХХ в.

Хлопоты по подготовке проекта начались в 1835г. После рассмотрения первоначального варианта проекта, 6 ноября 1835г. Тамбовский гражданский губернатор Николай Михайлович Гамалея возвратил проект сооружения памятника на доработку. 27 ноября , после внесения изменений проект вновь представлен на рассмотрение, после чего был отправлен на утверждение в Министерство Внутренних дел. Министр внутренних дел Д. Н. Блудов 16 февраля 1836г. запросил сведения: из каких материалов будет изготовлен памятник и какие барельефы будут на нём?, а 8 марта 1836г. Губернатор поручил Шахларёву выполнить отдельно рисунки барельефов. "По предписанию ко мне Господина Министра Внутренних дел от 16 февраля за № 659 поручаю вам составить в скорейшем времени окончательно в изящном виде рисунок означенным на проекте ... барельефам с объяснением главных идей оных... для" и представления Государю императору" ГАТО. Ф. 46. Оп. 4. Д. 15. Л. 1-3. . 20 марта губернатор и вторично затребовал рисунки и 24 марта они были представлены. 30 апреля Шахларёв получил приказ Тамбовской строительной комиссии завершить работы. "Комиссия слушав рапорт ваш от 22 марта... приказали, чтобы вы имевшиеся у вас от сей комиссии по делам её поручения исполнили непременно в назначенные предписаниями сроки", поставив при том на вид, что "сии дела решением остановились" ГАТО. Ф. 46. Оп. 4. Д. 15. Л. 4-5.. В том же 1836 году Небученов обратился за разрешением выполнить памятник «с начертанием на оном" вызолоченными литерами следующей надписи: «Основателю города сего Императору Петру Великому в благополучное царствование Николая Первого, усердием С.-Петербургского купца Павла Небученова» РГИА . Ф. 1284. Оп. 21. 2 отд. 2 ст. Д. 11. Л. 3 - 3об.. Прошение и проект рассматривалось Комитетом министров, переславшим его в Министерство внутренних дел. Разрешение получено не сразу, т. к. возник вопрос: может ли простой купец ставить памятник императору? И были ли примеры подобного дозволения частным лицам"? РГИА . Ф. 1284. Оп. 21. 2 отд. 2 ст. Д. 11. Л. 5 -6.. Оказалось, что аналогичное дозволение получено купцом Михаилом Сафроновым на установку памятника Петру в Лодейном поле, а граф Румянцев поставил памятник Екатерине II в подмосковном имении, т. е. подобное "всегда было допускаемо" РГИА . Ф. 1284. Оп. 21. 2 отд. 2 ст. Д. 11. Л. 7об.- 9 об. . В итоге проект, представленный на Высочайшее рассмотрение, 15 мая в Царском селе был одобрен Николаем I РГИА . Ф. 1284. Оп. 21. 2 отд. 2 ст. Д. 11. Л. 21-21об.; Ф. 1409. Оп. 2. Д. 6272.. Разрешение на установку дано, но при этом сочтено «неприличным в изложении надписи под высоким именем Петра I и его императорского величества допустить собственное имя Небученова». Комитет министров предлагал следующий текст: «Незабвенному, / Везде и во всём Великому, / Отцу Отечества, / Императору Петру Первому, / Основателю нашего города, / Указавшему в нём / Новые целебные источники / И новые средства / Богатства народнаго» РГИА . Ф. 1284. Оп. 21. 2 отд. 2 ст. Д. 11. Л. 18.. Однако, купец всё же увековечил себя: в основание памятника была заложена памятная чугунная доска размером 50х70 см с надписью: - "Заложен сей памятник незабвенному и великому усердием липецкаго купца Павла Михайловича Небучинова 1839 года апреля в 17 день".

Илл. Закладная доска.

Позднее, к официально разрешённому тексту на лицевом фасаде постамента, неизвестно когда и кем всё же была добавлена строчка: "Сооружён усердием купца Павла Небученова в 1839г."

Утверждённый проект был принят к исполнению. 4 августа 1836г. губернатор доложил министру, что "предписал липецкому полицмейстеру объявить купцу Небученову , чтобы он немедленно приступил к устройству памятника". 14 октября 1836г. от Шахларёва затребованы шаблоны барельефов с размерами, представленные им 20 октября. 20 января губернатор просил уточнить размеры барельефов. 22 января архитектор сообщает, что "каждый длиною 2 аршина 3/4 вершка, шириною 1 1/4 аршина" ГАТО. Ф. 46. Оп. 4. Д. 15. Л. 10-12. Заказ на изготовление разместили на чугуноплавильном заводе Тамбовского мещанина Фёдорова. 10 марта 1837г. "тамбовский чугунный заводчик мещанин Иван Фёдоров с липецким 1 гильдии купцом Павлом Небученовым заключил генваря месяца сего года контракт на отлитие и поставку в г. Липецк памятника императору Петру I". По поручению губернатора, архитектор совместно с тамбовским полицмейстером Нечаевым осуществляли "за аккуратностью работы и успешным действием ... строгое наблюдение" ГАТО. Ф. 46. Оп. 4. Д. 15. Л. 13.. 12 ноября 1838г. Тамбовский гражданский губернатор доложил в Министерство внутренних дел, что отливка деталей памятника "совсем уже окончена" РГИА . Ф. 1284. Оп. 21. 2 отд. 2 ст. Д. 11. Л. 28.. Установленный памятник представляет собой высокую трёхгранную чугунную пирамиду высотой около 11 м на треугольном основании (высотой 2,25м, со стороной 3,7 м), стоящем на усечённой ступенчатой пирамиде, выложенной из местного бутового камня. Высота смонтированного памятника составила "от горизонта земли 46 футов 4 дюйма, пьедестал 7 футов, шпиль 36 футов и 3 дюйма Журнал Министерства Внутренних дел. СПб., 1840. №1. С. 34. . Общий вес памятника около 20 т. По замыслу автора, высокая пирамида призвана символизировать луч солнца, озаривший землю. Именно потому пирамиду в "18 аршин вышины" венчает "шпиль 16 вершков длиною, вызолоченный через огонь" РГИА . Ф. 1284. Оп. 25. Д. 116. Л. 4.

Таким образом, архитектор в аллегорической форме представил заслуги Петра I в создании металлургических заводов и открытии целебных источников в Липецке. На основании обелиска со "стороны, обращённой к улице, пролегающей по спуску с горы, ... надпись золотыми буквами". С двух других сторон помещены барельефы. На одном, обращенном в сторону, где когда-то стояли петровские железоделательные заводы, изображена "Вулканова кузница" – (Вулкан (лат. ) - Гефест (греч.), сын Зевса и Горы, бог огня и кузнечного дела, оружейник богов, защищавший всех работающих с огнём..), как символ того, что Пётр Великий сам работал на Липецких заводах РГИА . Ф. 1284. Оп. 21. 2 отд. 2 ст. Д. 11. Л. 22. .
 

Илл. Барельеф памятника Петру I. Кузница Гефеста.

Кузнецы, кующие молнию. На другом - богиня профилактической медицины Гигиея (Гигия) с чашею в руке Журнал Министерства Внутренних дел. СПб., 1840. №1. С. 34. . (Гигиея (греч.) - дочь Асклепия , дарительница здоровья и воплощение его).

Илл. Барельеф памятника Петру I Богиня Гигия.

Памятник окружает "о девяти невысоких колоннах чугунная решётка с вызолоченными оконечностями" РГИА . Ф. 1284. Оп. 25. Д. 116. Л. 4.. По углам обелиска установлены чугунные причальные тумбы, призванные подчеркнуть роль Липских железоделательных заводов в создании Российского флота. (Продукция заводов поставлялась не только Воронежское, но и в С- Петербургское адмиралтейство). Торжественное открытие памятника состоялось 20 июля 1839 года. В 9 часов утра в соборной Христорождественской церкви епископом Тамбовским и Шацким Арсением отслужена литургия и совершён крестный ход с хоругвями и иконами к памятнику. У памятника "в присутствии гражданского губернатора Александра Алексеевича Корнилова и приглашённых по его распоряжению предводителей дворянства, градских голов" Преосвященный произнёс "приличное торжеству слово" Журнал Министерства Внутренних дел. СПб. , 1839. Ч.33. №9. Смесь. С. 83-84. и совершил "молебствие с водосвятием". "Провозглашено многолетие Августейшего монарха и вечная память блаженныя памяти Императора Петра Первого" РГИА . Ф. 1284. Оп. 25. Д. 116. Л. 1-4об.. В галерее минеральных вод для избранного общества был накрыт стол на 80 персон. А все без исключения присутствующие «были угощаемы от строителя монумента купца Небученова обеденным столом» Журнал Министерства Внутренних дел. СПб., 1839. Ч.33. №9. СПб. , Смесь. С. 83-84. . В Нижнем парке Липецких минеральных вод "бывший Санкт - Петербургский, а ныне Липецкий купец 1-й гильдии" Павел Михайлович Небученов РГИА . Ф. 1284. Оп. 25. Д. 116. Л. 2. накрыл обеденный стол, играла музыка РГИА . Ф. 1284. Оп. 21. 2 отд. 2 ст. Д. 11. Л. 30 - 30об.. Для народа угощение в саду устроено на целый день. Город ликовал РГИА . Ф. 1284. Оп. 25. Д. 116. Л. 5.. Целый день играла музыка, к вечеру в галерее Минеральных вод дан большой бал, присутствовало до 500 человек. " Весь город был иллюминирован. Против памятника горел щит с вензелевым изображением их Императорских Величеств: Государя Императора, Государыни Императрицы и Петра Первого" Журнал Министерства Внутренних дел. СПб., 1839. Ч.33. №9. СПб. , Смесь. С. 83-84. . Празднование длилось три дня РГИА . Ф. 1284. Оп. 25. Д. 116. Л. 5.. Второй день обед давало купеческое общество. Вечером катанье на лодках по Петровскому пруду, иллюминация, музыка и гулянья в Верхнем саду. Катанье губернатора с супругой и высокопоставленными гостями окончилось угощением на плотине Петровского пруда, отделявшей пруд от р. Воронеж. Третий день торжества организовывал директор курорта и местное дворянство. В этот день праздник был несколько омрачён пожаром в бедной части города. Но по подписке было собрано 2000 рублей и 11 погорельцев получили помощь. Губернатор доложил Министру внутренних дел о сооружении памятника и Государь "изволил рассматривать доклад в Петергофе 8 августа 1839г." РГИА. Ф. 1409. Оп. 2. Д. 6272. Л. 1 - 3. Цесаревич Александр Николаевич и великий князь Михаил Павлович объявили Небученову благодарность, а Царь - "совершенную благодарность" РГИА . Ф. 1284. Оп. 25. Д. 116. Л. 9- 11 об. . Памятник был передан "в ведение полиции" , а содержание "отнесено было на обязанность города" РГИА . Ф. 1284. Оп. 21. 2 отд. 2 ст. Д. 11. Л. 39 об.. Полиция со временем соорудила рядом с памятником полицейскую будку; её можно увидеть на старых фотографиях.

Илл. Полицейская будка у Памятника Петру Великому.

История имела продолжение. В 1840г. были изготовлены 4 вида литографий с изображением памятника для продажи их в пользу пострадавших от неурожая. Всего было отпечатано 1000 экземпляров РГИА . Ф. 1284. Оп. 25. Д. 116. Л. 19 .. Сохранилось письмо Небученова "Сиятельнейший граф , милостивый Государь Александр Григорьевич (Строганов). Честь имею представить Вашему Сиятельству 10 экземпляров рисунков памятника Императору Петру Великому, сооружённого мною Тамбовской губернии в г. Липецке, в воспоминание открытия им на сем месте целебнаго источника, превосходной качеством чугунной руды, устройства чугунно - литейного завода и основания ныне цветущего торгового города Липецка, покорнейше Вас прося, рисунки сии принять и удостоить представлением их императорским величествам и всей августейшей фамилии... Липецкий 1-й гильдии купец Павел Небученов" РГИА. Ф. 1284. Оп. 25. Д. 116. Л. 1 "Государем Императором , по случаю представления Его Величеству рисунков сооружённого в городе Липецке памятника Императору Петру 1-му, продающихся в пользу пострадавших от неурожая", через министра Императорского Двора князя Волконского Всемилостивейше пожалованы 500 рублей ассигнациями РГИА . Ф. 472. Оп. 17(98/935. Д. 137. Л. 1- 3 об. , которые получены Небученовым 11 декабря 1840г. и потрачены по назначению РГИА . Ф. 1284. Оп. 25. Д. 116. Л. 16 - 16 об.. Обелиск, установленный в 1839г., на долгое время стал символом Липецка. По традиции, до 1917 года в Петров день «после поздней литургии из собора совершается торжественный крестный ход к памятнику Петра Великого, где совершается панихида по преобразователе России».

В 1920 году надпись на памятнике по распоряжению уисполкома была полностью уничтожена "Красная Деревня" июнь 1920г. , а после Великой Отечественной войны заменена более лаконичной: «Петру I. Сооружен в 1839 г.». О восстановлении прежней надписи заговорили в канун 150 -летия сооружения памятника. Инициатива исходила от московского журналиста -
Г. Аксёнова. Предлагая восстановить надпись, он писал "Памятник - обелиск на Петровском спуске - яркая достопримечательность Липецка. Это не просто памятник старины и её примета. В некотором роде он служит символом города, поскольку выражает самую его суть и неповторимость. Чёткий и всегда ярко рисующийся в любую погоду и при любом освещении на фоне бесконечного неба и далёких далей чёрный треугольник приковывает внимание и прохожего и проезжего. Его силуэт как бы стягивает на себя пейзаж, придаёт ему человеческую упрямую чёрточку... Не подавляя величием, а только своим характером, он как выражаются архитекторы, организует пространство и заставляет нас остановиться и погрузиться на минуту в историю. Как нельзя лучше выбрано для обелиска место. На площади среди домов он не смотрелся бы. Здесь же он подчёркивает самую драгоценную, самую важную черту города: невероятный, невиданный для других городов срединной России рельеф, его спуски и подъёмы"Г. Аксёнов "Надпись на обелиске" "Ленинское Знамя" 03.03. 1988г.; Г. Аксёнов "Звено в цепи поколений" "Ленинское Знамя " 06. 05 1988г. . Надпись на памятнике предлагалось восстановить на пожертвованные средства через "Фонд культуры". Инициативу поддержали многие липчане: - И. Булыгин, Н. И. Дорофеев, В. Каретников , Л. А. Кучменко , А. Ф. Мартынов, И. Т. Сорокин , М. Сорокина, А. Я. Яблонский "Ленинское Знамя" 31. 03; А. Ф. мартынов "История памятника "Ленинец 16 июля 1988г.; И. Сорокин "Петровский спуск" "Ленинское знамя 16 сентября 1989г.; А. Городецкий. Основателю города" Труд" 6 октября 1989г . , но как всегда нашлись противники. Против, от лица рабочего класса, выступил бывший сотрудник Липецкого областного краеведческого музея С. Сайко: "Я решительно возражаю против того, чтобы старая верноподданническая надпись была восстановлена" "Ленинское Знамя" 31. 03 1988г.. Официальный ответ последовал почему - то от главного архитектора города Б. П. Канцане: "целесообразность восстановления первоначальной надписи на памятнике будет рассматриваться"... "Ленинское Знамя" 06. 05 1988г. И, естественно, восстановление посчитали нецелесообразным! Госдирекция по охране памятников заказала обмерные чертежи памятника, которые окрестила проектом реставрации. На этом всё закончилось. Вновь вопрос о реставрации памятника поднят общественностью в 1995г. "Судьба петровских реликвий в Липецке" "ТВК- курьер №28 14 июля 1995г. Времена менялись: - необходимо было прислушиваться к гласу народа. Липчане заявили: "Мы не можем молчать о судьбе памятника, бывшего когда - то символом Липецка"! Дирекция по охране памятников (руководитель Затонских В. А.) заказывает и оплачивает ещё один проект реставрации памятника, который мало отличался от предыдущего, но предусматривал восстановление утраченной надписи. Новый проект, по существу являлся проектом благоустройства территории, т. к. не было проведено полноценных исторических исследований, не изучена конструкция памятника, не подготовлены технологические схемы его демонтажа и рекомендации по реставрации. В 1999 году обелиск был снят с постамента и отправлен на Новолипецкий комбинат для "реставрации", а основание памятника разрушено и вывезено на свалку. В обелиске при демонтаже, с помощью газовой резки, проделаны огромные отверстия для строповки, впоследствии небрежно заваренные. Фактически памятник снесли. Обнаруженная при демонтаже памятника чугунная закладная доска была передана в Госдирекцию, где бесследно исчезла! Ремонт памятника выполнен ремзаводом Новолипецкого металлургического комбината на собственные средства. Работы велись простыми рабочими, фактически без проекта реставрации. С монумента сняли не только красочное покрытие , но и уникальную серебристую шпаклёвку, которая маскировала все неровности литья. Поверхность памятника стала неровной и покрылась раковинами. Белокаменное основание обелиска заменили бетонным. В процессе так называемой реставрации не были восстановлены полностью все ступени памятника, что заметно, если взглянуть на дореволюционные снимки, но зато появились ранее не существовавшие подпорные стенки и ступени на подступах к нему. Можно возразить, что это благоустройство, но это называется иначе, - уничтожение среды бытования! Для благоустройства необходимо было убрать стоящие рядом осветительные опоры и разработать иную систему подсветки. Неплохо было бы привести в порядок и склон за памятником: мусор убрать и ямы засыпать! Вот это было бы БЛАГОустройство! По водворении на прежнее место, памятник становится кривобоким. Но самое главное то, что восстановленная надпись на памятнике не соответствует тому, что было! Не соответствует шрифт, точнее, - это каша из разных шрифтов. Буквы не только изменили свои очертания, но и появились заимствованные из другого шрифта «а» и «е». Авторы проекта не только не восстановили знаки препинания, оставив на их месте дырки, но и забыли правила правописания. В результате, в середине предложения появились заглавные буквы там, где их не было и не должно быть! Не восстановлена и потерялась целая строчка текста в конце надписи! Всё это хорошо видно, достаточно взглянуть на старую фотографию, выполненную в 1914 г., на которой крупным планом запечатлена надпись, особо интересная в связи с историей сооружения памятника. Капитально отремонтированный липецкими металлургами памятник вновь открыт 7 мая 2000 года - в День города ". Спустя несколько месяцев памятник стал покрываться ржавчиной. На следующий год белокаменная облицовка бетонного основания начала рассыпаться в щебень! В 2012 г. памятник, простоявший после так называемой реставрации 12 лет, вновь потребовал ремонта! Сравните: до «реставрации» он простоял 150 лет, а после неё в 10 раз меньше! Памятник вновь начали "реставрировать" теперь уже за бюджетные средства вообще без проекта, если точнее - по старому проекту! Памятник просто покрасили и после первого дождя он вновь стоит ржавый. В процессе новой т. н. "реставрации" памятник изуродовали ещё больше! В разные цвета были окрашены памятник и его барельефы. Основные металлические детали почему - то, из серебристых, стали чёрными, барельефы покрасили в другой цвет. Основание памятника облицевали тремя различными породами камня! Основания под причалами известняковые, горизонтальные плоскости облицевали более тёмным доломитом, ступени выполнены из серого, искусственного камня, таким образом, облицовка стала трёхцветной! Вероятно, это сделано специально, дабы внешний вид соответствовал официальному статусу объекта:- «памятник искусства» Липецкая область. Каталог объектов культуры. Липецк,2008. С. 192..До сих пор бросаются в глаза глубокие раковины на поверхности, отвратительно выполненные стыки отдельных деталей, прожжённые в памятнике и плохо закрытые дыры. Более того, в ходе последнего ремонта не была зачеканена трещина на барельефе с изображением кузнецов; всю зиму в неё затекала вода, которая, замерзая, ещё больше разорвала уникальную отливку! Всё это результаты кипучей деятельности по сохранению петровских реликвий в Липецке.

Возникает ряд вопросов: кто делал проекты реставрации, кто их согласовывал, кто принимал работу у реставраторов? Второй вопрос: будет ли реставрация и дальше проводиться каждые 10 лет?! И третий вопрос: сохранится после таких реставраций памятник?!

All Posts
×

Almost done…

We just sent you an email. Please click the link in the email to confirm your subscription!

OK